Главная Рекламные технологии PR-агентства и средства массовой информации: построение взаимовыгодных отношений

PR-агентства и средства массовой информации: построение взаимовыгодных отношений

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
работы разных лет - Рекламные технологии, PR
Автор: Павел Ин   
25.01.2012 11:37

Работа пиарщика со СМИ

Как показал проведенный опрос среди руководителей PR-агентств, PR-специалисты ориентированы, прежде всего, на построение отношений со СМИ на основе долгосрочного сотрудничества.

Разовые публикации, кратковременный интерес со стороны СМИ – все это не может быть базисом для эффективной работы. Только долговременная и планомерная работа со СМИ может стать залогом успешной PR-деятельности. Если первые шаги в налаживании связей – это элементарная рассылка пресс-релизов, то проработанная для PR-специалиста ситуация характеризуется наличием установленных  личных знакомств с представителями СМИ, знанием тонкостей редакционной политики издания (тематические приоритеты, сроки сдачи в печать и т.д.).

PR-материалы за деньги. Заказные статьи

В России, как известно, широкое распространение получила практика публикации PR-материалов на платной основе. Это обстоятельство наложило специфический акцент на взаимоотношения PR-структур и СМИ. Если однажды была выбрана политика оплаченных публикаций, то в дальнейшем PR-службе очень тяжело перейти на безденежные, партнерские отношения со СМИ. Деньги приносят  легкость достижения цели: информационное доминирование в средствах массовой коммуникации, а это влечет за собой выбор конкурирующей структурой аналогичной тактики заказных статей в качестве адекватного ответа. Все это закручивает вверх ценовую политику на рынке масс-медиа, который в принципе не имеет  ни правовых, ни экономических рычагов контроля над этой ситуацией. Заказные материалы есть во всех странах мира, но не в таком количестве, как у нас. Основная причина этого – огромная разница в финансовых  возможностях коммерческих компаний, крупных промышленных холдингов, с одной стороны, и отечественных СМИ - с другой. В результате - некий замкнутый круг, где все получают сиюминутное удовлетворение своих потребностей, но в перспективе это невыгодно никому: теряется доверие к СМИ, возникает виртуальное информационное поле «беззастенчивого пиара», которое вызывает только отторжение. Часто, читая деловую прессу, встречаешь PR-материалы, незатейливо выделенные рамочкой или цветной вставкой, но после двух-трех абзацев перевертываешь страницу. И дело здесь не в формальном отделении PR от редакционных материалов, сами статьи построены по принципу рекламного сообщения. В периодических изданиях часто даже благостные интервью политиков, для которых в первую очередь важна работа над имиджем, сопровождаются рекламными сообщениями (различные анонсы, контактная информация), выдающими «пиаровскую» природу материала. Журналисты это явление  остроумно назвали «рекламными ушами».  Когда PR-специалист уже не ставит задачу заинтересовать СМИ какой-то информацией, то в его работе пропадает главнейший компонент связей с общественностью, а именно: собственно понимание требований общественности.  PR-специалист уже игнорирует общественное мнение: у него нет стимула придать материалу как можно большую общественную значимость.  Стимул же этот ему должны задавать, прежде всего,  требования, позиция СМИ, которые в современном мире являются выразителями самых разных сторон общественного мнения.

Сегодняшнее положение на рынке PR-услуг

Председатель Совета директоров «Никколо М» Игорь Минтусов в интервью «Новостям СМИ» высказал свое наблюдение по этому вопросу: если в газетах превалирует  мнение одной компании, то это и есть успех информационной кампании в России. А «если доминирующее в прессе мнение не совпадает с мнением населения – то это вообще никого не волнует…  В данном случае главная задача – доказать что-либо власти и людям, которые принимают решения». И эффективность кампании, по мнению Игоря Минтусова, определяется не силой аргументов,  а количеством публикаций, информационным доминированием, а  все это, в конечном счете, упирается в финансовые возможности. Теряется доверие не только к СМИ, хотя это, безусловно, самое болезненное явление, но и интерес со стороны представителей СМИ к  информации, полученной от PR-структур. Даже интересные новости такого рода журналисты отправляют в корзину: «пиарщики зарабатывают деньги». В работе PR-агентств даже появилась тенденция скрывать от журналистов «пиаровское» происхождение материалов, PR-специалисты вынуждены скрываться за спиной своих клиентов или называться не PR-агентствами, а различными информационными или аналитическими центрами.

Сотрудничество PR-агентств и СМИ

Тем не менее, в нашем материале мы хотели бы рассмотреть  связь PR-агентств и СМИ, основанную как на денежных отношениях, так и на взаимовыгодном сотрудничестве. Оплачиваемый PR - это реалия медиа-рынка, которую нет смысла замалчивать, отсутствие информации порождает только мифы. Так,  многие из опрошенных представителей  PR-структур  не хотели говорить о «сомнительных» технологиях в работе со СМИ, хотя мы и спрашивали о ситуации на PR-рынке в целом, а не  о деятельности конкретного агентства. Исполнительный директор агентства «Publicity PR» Людмила Сальникова, например, заявила следующее: «Наше агентство не работает со СМИ на платной основе. Мы строим долгосрочные отношения с журналистами на основе их интереса к деятельности наших клиентов». В целом, PR-специалисты неохотно говорят об этой стороне своей внутренней кухни. Так, на вопрос о расценках на размещение заказных материалов генеральный директор Центра прикладных коммуникаций Мария Бурас заметила: «Вряд ли кому удастся провести такое маркетинговое исследование».

Реклама покупает лояльность

Отношения со СМИ у пиарщиков  могут строиться и с использованием рекламы. В 1999 г. компании - операторы сотовой связи стали заключать с редакциями центральных СМИ долгосрочные контракты. Компании покупали солидные рекламные пакеты стоимостью в несколько сот тысяч долларов в обмен на лояльность.  Так с помощью рекламы решались PR-задачи. Примеру сотовых компаний последовали многие крупные коммерческие организации, в том числе естественные монополии  МПС и РАО «ЕЭС», которые затем просто перепродавали рекламные площади (ведь монополисту, по большому счету, реклама не нужна). Мы поинтересовались у представителей PR-бизнеса, корректна ли практика покупки крупных рекламных пакетов в обмен на лояльность. Показателен ответ Марии Бурас: «Очевидно, следует воскликнуть: «Нет!» Но как-то глупо. Это же вопрос об этических и моральных установках, в конечном итоге - о воспитании и коммерции. То есть не самый однозначный. Корректна ли установка "Кто ее ужинает, тот ее и танцует"? И о чьей корректности тут идет речь: того, кто кормит, на самом деле имея в виду «танцевать», или того, кто ест, понимая, что речь идет о «танце», а потом разворачивается и идет танцевать с соседом? Ведь СМИ могут и не продавать рекламу в пакете с лояльностью, по крайней мере, их никто не в силах обязать. Некоторые и не продают».

Действительно, сложно себе представить издание, где на обложке помещена радужная реклама какой-то организации, а в номере - разгромная редакционная статья. Все-таки надо уважать рекламодателя, и этим естественным положением пользуются пиарщики. Менеджер по PR агентства Point Passat Елена Кузнецова рассказала нам, что их агентство договаривается с изданиями об информационном освещении деятельности компании-клиента, которая размещает у них свою рекламу. Г-жа Кузнецова особенно подчеркнула: «Речь идет не о размещении материалов. Размещать можно только рекламные объявления, а в PR мы обещаем клиенту освещение в СМИ, так как не можем гарантировать, когда и где выйдет информация. Мы обещаем клиенту, что сделаем так, чтобы информация вышла, и именно в целевых СМИ».  В этом случае реклама является веским  аргументом, открывающим дорогу PR.

Однако  часто эта ситуация перерастает в  стандартную ситуацию «реклама-PR”, и деньги здесь уже крутятся значительно большие, чем стоимость рекламных площадей, просто реклама в таком случае является попыткой узаконить нелегальные денежные потоки. Цена на заказной материал вдвое выше, чем цена рекламной площади, а иногда и втрое. Но материал материалу рознь, и здесь тоже есть своя своеобразная цензура. Так, если в деловом периодическом издании заказная статья (5 тыс. знаков) в среднем стоит около $5 тыс., то статья конфликтная, компрометирующая  - почти вдвое дороже. Столь же дорого  обойдется и снятие с печати неблагоприятной статьи.   Материал могут и не взять, если он совершенно не совпадает с редакционной политикой издания, и, напротив, если он близок по духу, могут сделать скидку. Так что в любом случаи PR-специалисту необходимо знать редакционную политику издания и устанавливать личные знакомства с журналистами. Если же говорить об общих принципах mediarelations, то самое важное здесь для пиарщика – знать аудиторию СМИ, с которыми работаешь.

Практика покупки рекламы в обмен на лояльность со временем переросла  уже в практику заключения долгосрочных контрактов на размещение PR-материалов (на полгода, на год). Так, начальная цена подобного контракта (печатное СМИ в конфликтных ситуациях будет стоять на позициях клиента, но уже без всякой рекламы) составляет $100  тыс. Но это цена только лояльности, заказчик здесь находится в весьма пассивном состоянии. Активность же стоит дороже: полугодовой контракт на приоритетное право размещения PR-материалов в ведущем общественно-политическом издании оценивается примерно в $1, 5 млн. Мария Бурас подтвердила реальность этой суммы: «Эта цена реальна. В свое время (довольно, впрочем, давно) я "на спор" провела переговоры с одним известным западным экономическим изданием, выдумав легенду о клиенте, которому подобное размещение было нужно как артподготовка перед выходом на западный рынок. После определенного выступления на тему "нет, никогда, за кого вы нас принимаете?" они были готовы к обсуждению деталей. Речь шла примерно о таком же бюджете». Все участники опроса выразили мнение, что подобные контракты более характерны для  политического PR, здесь, по их мнению, крутятся бóльшие деньги, и более высока интенсивность кампаний. Тем не менее, отмечалось, что грань между политикой и бизнесом не всегда четко прослеживается, бизнес-войны и политическая борьба очень схожи.

Построение партнерских отношений со СМИ

Если говорить о построении отношений со СМИ на безденежной основе, то здесь важнейшая задача для PR-структуры – стать информационным партнером для СМИ. Разовые акции, фуршет для журналистов, посылка одного пробного пресс-релиза, не заменят целенаправленной работы по созданию информационного потока, интересного для СМИ (новости, экспертная оценка, комментарии, аналитические исследования). Практически все традиционные PR –мероприятия имеют стратегическую цель - построение партнерских отношений со СМИ: пресс-конференция прошла, но наработанные связи остаются. В российской практике подобные отношения хорошо складываются при работе со специализированными СМИ. Мария Бурас так описывает подобное сотрудничество: «»Хлеб» специализированных СМИ - новости того или иного крупного игрока на данном рынке, поэтому они поддерживают тесный контакт с PR-структурой, которая этого игрока представляет. В этом случае долгосрочность отношений определяется - и задается - взаимным интересом и полезностью. В нашей компании долгосрочное сотрудничество со СМИ строится  на человеческих отношениях, на предоставлении журналистам той информации, которая им действительно нужна и интересна (иногда даже, когда нашему Центру это ни для какой конкретной задачи и не нужно)».

Очень эффективный прием для налаживания связей – это участие в совместных проектах, информационное спонсорство. При условии, что проект соответствует концепции данного СМИ, вопрос построения отношений сводится к выполнению обеими сторонами взятых на себя обязательств, которые, кстати, закрепляются в договоре. Это один из немногих случаев, когда отношения PR-агентства со СМИ юридически оформляются. Остальные же контракты остаются на грани дозволенного.

Статья в "Новости СМИ" в 2000 году.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Главное меню

Поиск по сайту

Переводы. Translations

English French German Italian Portuguese Russian Spanish