Главная Образы в искусстве Перун: картинки, фото, описание языческого бога славян

Перун: картинки, фото, описание языческого бога славян

Печать
Рейтинг пользователей: / 11
ХудшийЛучший 
Блог писателя - Образы
Автор: Павел Ин   
01.09.2022 13:08

славянский бог Перун

Славянский бог Перун сейчас считается древним верховным богом. Однако так было не всегда. Картинки Перуна изображают старца с длинными волосами, бородой, в неизменном широком красном плаще. Восседает бог на огромном скакуне, выглядящем столь же мощно, сколь и его наездник. В руках у Перуна стопудовая палица, которой он в мгновение ока поражает врагов.

Учитывая внешний облик существа, не удивительно, что он стал верховным славянским богом. Однако знатоки мифологии утверждают, что на самом деле Перун является небожителем только во втором поколении (сын верховных божеств). Удостоился он столь великого звания только потому, что был образчиком воинской доблести, чести и непоколебимой ненависти к врагам своего народа.

Современные рисунки Перуна почти в точности передают тот образ, коим его наделили далекие предки. Но история этого существа сейчас немного искажается. Некоторые современники считают, что Перун изначально был главным и единственным в этой роли богом. Но есть мнение, что он был сыном Сварога – покровителя воинов и кузнецов, ковавших оружие. Считается, что свое звание Перун заслужил только благодаря подвигам в борьбе с врагами славян. Также почести ему оказывают за виртуозное владение абсолютно всеми видами оружия (известными на тот момент). Говоря современным языком, Перун был полубогом, который пошел вверх по карьерной лестнице, благодаря служебным заслугам.

Совсем не зря фото картинок Перуна изображают почти старика. Ведь ему пришлось преодолеть сложный путь на пути к славе. Только будучи повзрослевшим, Перун смог научиться подчинять себе такие силы природы, как гром и молнию (за что и был назван громовержцем). Несколько лет потребовалось на то, чтобы проявить свою доблесть в славных боях. И только преодолев все трудности, Перун смог заслужить звание главного бога древних славян.

Перун картинки

Перун

 

 

 

 

 

 

ПЕРУН (др.-рус. Перунъ, общеслав. Реrunъ из индоевроп. Per(kw)-un-o-s), в славянской мифологии бог грозы (грома). Общеславянский культ Перуна восходит к культу бога грозы (грома) в индоевропейской мифологии и имеет много общих черт с аналогичным культом Перкунаса (Перконса) в балтийской мифологии. Бог грозы уже в индоевропейской традиции связывался с военной функцией и соответственно считался покровителем военной дружины и её предводителя (у славян - князя), особенно на Руси. Его представляли в виде немолодого мужа: по древнерусскому летописному описанию голова его деревянного идола была серебряной (седина?), а усы - золотыми. По данным других индоевропейских традиций, особое мифологическое значение имела борода громовержца, что косвенно отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи», образ которого заменил Перун в эпоху двоеверия. Главным оружием Перуна были камни (польск. kamien piorunowy, в настоящее время название белемнита) и стрелы (др.-рус. о стрђлђ громньеи - «о громовой стреле», польск. strzala piorunowa, «громовая стрела»), а также топоры, являвшиеся, как и стрелы, предметами языческого культа (в древнерусских христианских текстах - «богомерзкие вещи»). Миф о П. частично восстанавливается по его следам в белорусской и некоторых других славянских традициях, где громовержец соотнесен еще с самим П. (белорус, пярун, «гром»), и по многочисленным сказочным, былинным и другим фольклорным трансформациям, где П. заменяют Илья и другие персонажи с позднейшими именами. П., первоначально в образе всадника на коне или на колеснице (ср. позднейшую иконографию Ильи-пророка), поражает своим оружием змеевидного врага (в изначальном варианте мифа - то мифологическое существо, которому соответствует Волос-Велес, в поздних текстах - сказочный Змиулан и т. п.), последовательно прячущегося от него в дереве, камне, в человеке, животных, в воде. При дальнейших трансформациях мифа может изменяться имя (но не облик) Перуна и его противника, но основная сюжетная схема остается неизменной. После победы Перуна над врагом освобождаются воды (в архаических и боковых трансформациях мифа скот, женщина, похищенная противником П.,- см. Додола, Марена, Мокошь) и проливается дождь. Поэтому наиболее очевидной интерпретацией мифа о П. (имеющего у славян и другие возможные истолкования) является его истолкование как этиологического мифа о происхождении грома, грозы, плодородного дождя. Этому мифу соответствуют общеславянские ритуалы, само название которых указывает на связь с культом П.: болг. переруна с многочисленными табуистическими и звукоподражательными вариациями типа переруга, преперуда, сербо-хорв. прпоруша, возможно, связанные и со слав. pors-, «порошить», и т. п.; такое же объяснение предлагается и для названий аналогичных ритуалов типа болг. и сербо-хорв. додола, ввиду широко распространённой связи корня dhu в балтийской и других мифологиях с персонажем, родственным П. (например, Дундер: сербо-лужицкая поговорка о Дундере, храпящем в дикой яблоне, вероятно, связана с представлениями о раскатах грома; эпитет Перкунаса Dundulis позволяет предположить и в Дундере ранний эпитет П.). Эти ритуалы вызывания дождя включают обливание женщины, возможно, первоначально связанной с жертвами П. Характерной чертой мифов и ритуалов, связанных с П., является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами (ср. «Перунов дуб» в средневековой западноукраинской грамоте) и с возвышенностями, на которых ставили в древности идолы П. (в Киеве и Новгороде) и его святилища. Соответственно по всей древней области расселения славян известны названия возвышенностей и гор, которые происходят от имени П. Связь П. с горами и дубовыми рощами восходит к индоевропейскому периоду. В балтийской и славянской мифологиях П. приурочивается к четырём сторонам света, что видно, в частности, и из названия четверга как «дня П.» в полабской традиции, и из четырёх (восьми)-членной структуры святилища П. на Перыни под Новгородом (название святилища из слав. *Peruni, древнее соответствие готск. fairguni, «скала», др.-исл. Fiorgyn, Фьёргюн, мать громовержца Тора). Согласно древнерусскому источнику «Перунов много» (Перунъ есть многь), что относилось к наличию нескольких географических и сезонных ипостасей П., каждая из которых в мифологии балтийских славян, по-видимому, нашла продолжение в самостоятельном божестве, воплощающем лишь одну из ипостасей П. (ср. Прове). В пантеоне Киевской Руси П. почитался как высший бог, что видно и по его месту в списках богов.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Главное меню

Поиск по сайту

Переводы. Translations

English French German Italian Portuguese Russian Spanish