Главная Образы в искусстве Илья Муромец картинки, фото рисунков, описание героя

Илья Муромец картинки, фото рисунков, описание героя

Печать
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Блог писателя - Образы
Автор: Павел Ин   
01.03.2024 10:45

«Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914.

Илья Муромец

 

Е. П. Шитиков. «Илья Муромец». 1981 г.

«Богатыри». Виктор Васнецов. 1881—1898. Изображение Ильи Муромца в центре

В городском парке Мурома был установлен памятник Илье Муромцу скульптора В. М. Клыкова

Виктор Васнецов под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники»  написал картину «Витязь на распутье».

Картина "Илья Муромец" Николая Рериха

Картина Илья Муромец

Рисунок Илья Муромец Константина Ваcильева

Рисунок Илья Муромец

Голь кабацкая. Константин Васильев

Иллюстрации. Кочергин Николай Михайлович

 

Раскраска для детей на тему Ильи Муромца

Раскраска  на тему Ильи Муромца


 

Образ Ильи Муромца

Илья Муромец является, несомненно, центральной фигурой русского эпоса. О нем существует наибольшее количество былин, и ему посвящена целая научная литература. Главнейшие сюжеты былин об Илье Муромце следующие: Илья получает богатырскую силу, встреча его с Святогором, поездка Ильи в Киев и встреча с Соловьем Разбойником, три поездки Ильи, ссора Ильи с князем Владимиром, Илья в Царьграде, Илья и Жидовин, Илья и Идолище, бой Ильи с паленицей, бой Ильи с сыном. По мнению ученых старой мифологической школы, в основе образа Ильи лежит миф о светлом божестве, в основе каждого его похождения, миф, теперь затемненный, но могущий быть восстановленным. Вместе с тем, Илья Муромец - воплощение духа русского народа, в частности - крестьянства, его общинности. Историческое лицо, которое носило бы имя Ильи Муромца, удалось найти Иловайскому в лице одного из героев Смутного времени; но былинный Илья Муромец был известен задолго до этого времени. Имя Ильи "Русского" (Ilias von Riuzen или of Graeca) встречается уже в Ortnitsag''е (XII век) и Tidreksag''е (XIII век) наряду с именем Владимира. Древнейшие указания на Илью наших былин представляет собой письмо оршанского старосты Кмиты Чернобыльского, который говорит о силе "Ilii Muravlenina i Solowia Budimirowicza". Следующим упоминанием является упоминание Эриха Лясоты о "Morowlin''е". По-видимому, в XVII веке в Киеве Илья Муромец был признан святым, и мощи его до сих пор показываются в Киево-Печерском монастыре. Заслуживает внимания, что в древнейших списках былин (XVII век) его имя носит Муровец; точно также в финских пересказах былин имя передается Muurovitza. Все это указывает, что древнейшей формой его имени было - не Муромец, а Муровец или Муровлен. В поисках исторической основы образа Ильи обращались к летописному свидетельству о сыне Ярослава, носившем имя Ильи. Но, не говоря уже о том, что место в летописи (I Новгородской) не ясно, вряд ли возможно предположить, чтобы ничем не замечательный князь дал начало образу первого богатыря. Более вероятным представляется другое мнение, возводящее Илью Муромца к Олегу. Имя Илья сближается с именем Олег через форму Eligas. Если принять во внимание, что большая часть подвигов Ильи (если не все) носит на себе печать бродячих мотивов, известных эпосам разных народов, то надо признать, что историческая основа образа Ильи и былин о нем далеко не выяснена, и что открытым остается самый вопрос о том, насколько существенны в данном случае исторические элементы. Из параллелей наиболее убедительны параллели с Рустемом и Асфендиаром, приводимые Вл. Стасовым и потом Вс. Миллером в его "Экскурсах". Сходство некоторых былин об Илье с соответствующими местами Рустемиады очень велико и не может быть случайно. Сам автор этой гипотезы (Вс. Миллер), однако, отказался от нее в позднейших работах и склонился к точке зрения "исторической" гипотезы. Этот образ пережил, по-видимому, значительную эволюцию. Новым, зависящим от перехода эпоса в крестьянскую среду, является крестьянское обличьё и происхождение Ильи. В начале он, по-видимому, был дружинником. Смутное время наложило на него свою печать, сделав его "казаком", и, наконец, на дальнем севере он оказался крестьянским сыном. За эту долгую жизнь образ Ильи в былевом эпосе расширился, по-видимому, за счет других Богатырей, вытеснив их из некоторых сюжетов, и, несомненно, привлек к себе значительное количество различных бродячих сюжетов. Во время боя Перуна со Змеем Добрыня Никитич метнул в него шапку с землёй, Илья Муромец — стрелу, Алёша Попович поразил его заклинанием — позвал тучу, чтобы намочить крылья коня Тугарина; на втором этапе чудовище убивают. Один из подвигов Ильи Муромца состоял, в убиении нечестивого Идолища, который пожирал зараз по целому быку жареному и пил по котлу меда или пива, а котел был так велик, что его с трудом поднимали двадцать силачей. Не зря Идолище иногда называют Едалищем. Илья Муромец в сюжете с участием Святогора выступает как аналог героя сказки. Чаще всего Горыня, Дубыня и Усыня выступают вместе, образуя законченную триаду. Эта триадическая схема (вероятно, поздняя) отразилась в образах трех эпических богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.

 

 

Рисунки Ильи Муромца в маркетинге и искусстве


Илья Муромец, чье имя является символом недюжинной силы и заступничества, стал самым популярным героем из трех богатырей (знаменитая картина Васнецова сама по себе породила множество брендов). Еще в первой половине XX века в честь Муромца называли боевые корабли и бомбардировщики, танки и бронепоезда, а в XXI картинки Ильи Муромца стали появляться в компьютерных игр. Прототипом былинного героя считают преподобного Илию Печерского, чьи мощи хранятся в Киево-Печерской лавре. В 2012 году мощи привезли для поклонения в Россию.

Описание жизни Ильи Муромца

Согласно былине Исцеление Илья Муромца этот богатырь до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Кто они — во всех советских изданиях опущено; в дореволюционном же издании былины считается что «калики» — это Христос с двумя апостолами[5]. Калики, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После, Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.

В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Главное меню

Поиск по сайту

Переводы. Translations

English French German Italian Portuguese Russian Spanish