Главная Выдающиеся личности Творчество Эдуарда Вийральта

Творчество Эдуарда Вийральта

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Блог писателя - Выдающиеся личности
Автор: Павел Ин   
17.02.2019 15:58

 

Эдуард Вийральт (1898-1954)


Эдуард Вийральт (Eduard Wiiralt) родился в эстонской колонии Губаницкой под Петербургом. Отец будущего художника работал в име­нии. Когда мальчику было 11 лет, семья переехала в Эсто­нию. В 1915 году Вийральт поступил в художественно-про­мышленное училище в Таллине, где он учился у А. Киви, Р. Нимана и Н. Трийка, талантливого и своеобразного ри­совальщика. В 1919 году Вийральт переезжает в Тарту и там начинает заниматься в Высшей художественной школе «Паллас». Круг его интересов широк, он работает сразу и в скульптурной мастерской А. Старкопфа, крупнейшего эс­тонского ваятеля тех лет, и учится искусству графики у А. Ваббе и Г. Кинда. Еще до окончания Школы осенью 1922 года Вийральта командируют как стипендиата на год в Дрезден, в Академию художеств. После получения дипло­ма (1924) художник всего один год преподает в «Палласе» и уезжает в Париж на 13 лет.

 

Первые годы в Париже он сильно бедствовал, часто голо­дал, узнал в полной мере, что такое горечь непризнания. Потом пришли успех и награды — на Международных вы­ставках гравюры на дереве в Варшаве (1936), Вене (1937). Владельцы галерей стали устраивать персональные выставки Вийральта. Но художник не изменил ни своим темам, ни своей манере.

В 20-е годы Вийральт — художник, обличающий в своих графических листах человеческие пороки города-спрута. Нельзя утверждать, что делал это Вийральт осознанно, но объективно его работы воспринимаются именно таким образом. Таков его лист «Кабаре» (1931, офорт, гравюра резцом) — своего рода ил­люстрация к психологии, выраженной в словах «После нас — хоть потоп». В нем есть ощущение какого-то раз­нузданного разгула, когда люди теряют человеческий об­лик.

В 30-е годы очень существенную роль в развитии Вийраль­та сыграла поездка в Марокко (1938). Из нее он привез множество гравюр и рисунков, составляющих как бы одну большую сюиту. Вийральт говорит о Марокко без экзотики, показывая духовную красоту ее простых людей — арабов и берберов. Не случайно, что среди марокканских работ очень много портретов.

В 1939 году Вийральт возвращается в Эстонию. Его встре­чают как заслуженного мастера, он участвует во всех те­ кущих выставках. Надо сказать, что и живя во Франции, он не порывал связей с Родиной, следил за ее художествен­ной жизнью, встречался со многими эстонскими художни­ками, приезжавшими в Париж, и помогал им. В годы Вели­кой Отечественной войны Вийральт живет уединенно в Тал­лине и под Вильянди, не поддерживая «культурных» начи­наний оккупантов. К последним предвоенным и первым военным годам относится ряд великолепных работ мастера: «Портрет Кристиана Рауда» (1938) и листы 1943 года — детский портрет «Вирве» и «Окрестности Вильяиди». В ли­тографии «Окрестности Вильянди» * Вийральт утверждает величие родной земли и природы. Дуб (в народе его зовут дубом Вийральта), как могучий великан, высится над гря­дой холмов. По небу бегут тревожные тучи, чувствуется сильный порыв ветра. Создается атмосфера напряжения, беспокойства, созвучная переживаниям людей в те грозные дни.

Обычно работы Вийральта выполнены в строгой, почти классической манере. Лишь ряд произведений 20-х годов несет на себе печать известного увлечения экспрессиониз­мом. Художник испробовал возможности самых различных графических техник, любил старую графику, рисунки не­мецких мастеров XV—XVI веков и на новой основе пытался развивать их традиции.

Умер Вийральт 8 января 1954 года в Париже.

Comments:

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Главное меню

Поиск по сайту

Переводы. Translations

English French German Italian Portuguese Russian Spanish