Главная Интересные новости Анализ речевого развития. Речь с целью самоконтроля

Анализ речевого развития. Речь с целью самоконтроля

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Блог писателя - Интересные новости
Автор: Павел Ин   
02.03.2014 09:47

У маленьких детей речь с целью самоконтроля всегда «произносится вслух». У старших детей речь слышна только тогда, когда ребенок сталкивается с трудной задачей; в других ситуациях она уходит «в подполье».

Например, из главы 6 вы можете вспомнить наблюдения Флавелла, обнаружившего, что младшие дети в начальной школе сами себе проговаривают перечень слов, когда пытаются их запомнить; у 9- или 10-летних детей это явление отмечается гораздо реже.

 

Если мы объединим эти экспериментальные данные с методом информационной переработки, то начинает складываться впечатление, что ребенок использует речь для того, чтобы напомнить себе о новой или сложной стратегии переработки информации; когда же стратегия начинает легко воспроизводиться и более гибко использоваться, проговаривание вслух больше не требуется. Данная интерпретация находит поддержку в интересном наблюдении, свидетельствующем о том, что и взрослые проговаривают вслух ход решения проблемной ситуации, когда сталкиваются с особенно трудными задачами.

Лойс Блум, один из выдающихся теоретиков и исследователей речи детей, считает, что «дети осваивают язык, в первую очередь, потому, что они стараются... разделить чувства и мысли с другими людьми» Ребенок с самого рождения способен передавать чувства и мысли посредством выражения лица, а позже и жестами. Но жесты и лицевая экспрессия — несовершенные средства коммуникации; речь гораздо более эффективна.

Этот аргумент еще раз напоминает нам о том, что ребенка нельзя разделить на отдельные блоки под названием «физическое развитие», «социальное развитие» и «речевое развитие», на самом деле он является согласованной интегральной системой.

Если даже описать речевое развитие сложно, то проанализировать его еще труднее. Действительно, анализ способа освоения ребенком языка оказался одной из самых сложных и трудных задач в психологии развития. Это может быть удивительным для вас, поскольку я подозреваю, что большинство из вас просто считает само собой разумеющимся тот факт, что ребенок учится говорить, воспринимая ту речь, которую слышит.

Что же в этом волшебного или сложного? Однако чем больше вы размышляете об этом процессе, тем более удивительным и загадочным он становится. Как указывает Стивен Линкер, существует большой разрыв между тем, что ребенок слышит в речи окружающих, и той речью, которой он в конечном итоге пользуется. Речь окружающих состоит из набора предложений, сообщаемых ребенку с определенной скоростью, интонацией и ударением.

Предложения произносятся в присутствии объектов или явлений, при этом слова следуют в особом порядке. Все, что может быть полезным и даже существенным и что ребенок должен усвоить из этой внешней речи, не меньше чем набор правил построения предложений. Как же ребенок совершает этот подвиг? Существует несметное количество теорий. Позвольте мне начать с той стороны теоретического континуума, на котором находится фактор воспитания. Самые первые теории речевого развития основаны либо на теории научения, либо на идее здравого смысла, суть которой состоит в том, что ребенок овладевает языком через имитацию.

Очевидно, что имитация играет определенную роль, поскольку ребенок учит тот язык, который слышит. От лепета ребенок переходит к произношению звуков речи, которую он воспринимает; дети имитируют те предложения, которые слышат; они учатся говорить с акцентом своих родителей. Более того, те дети, которые быстрее имитируют взрослого, когда он произносит новые слова, также демонстрируют более стремительный рост словарного запаса в первый год или первые два года активного овладения речью — все это говорит о том, что имитация является важной составляющей этого процесса.

Светлана Максимовна

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Главное меню

Поиск по сайту

Переводы. Translations

English French German Italian Portuguese Russian Spanish