Главная Выдающиеся личности Кнут Гамсун: фото, биография, произведения

Кнут Гамсун: фото, биография, произведения

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Блог писателя - Выдающиеся личности
Автор: Павел Ин   
04.10.2018 16:19

Кнут Гамсун (1859—1952)

Кнут Гамсун

Имя Гамсуна останется навсегда вместе с именами всех тех художников прошедших и грядущих веков,
которые возносят в бесконечную высь ценность человеческой личности, всемо­гущую силу красоты
и прелесть существования и доказывают нам, что «сильна, как смерть, любовь»
и что ничтожны и презренны все усилия окутать ее цепями условности.

А. Куприн

Гамсуна часто упрекали в различных грехах, и как писателя и как человека,— нередко справедливо. Но грехи — дело обычное, житейское («Кто не грешен, пусть первый бросит камень»), со временем они теряют остроту. А талант не забывается, его творения остаются людям. Гамсун был талантлив необычайно. Куприн писал о романе «Пан»:

«Роман написан так, как пишет гений: не справляясь о родах и видах литературы, не думая о границах дозволенного, приличного, принятого и привычного, без малейшей мысли об авторитетах предше­ственников и требованиях критиков. Оттого-то этот роман так и напо­минает аромат дикого, невиданного цветка, распустившегося в саду неожиданно, влажным весенним утром».

Путь Гамсуна к писательской славе был непрост. Кнут Педерсен — таково его настоящее имя — родился в семье деревенского портного, занимавшегося также сельским хозяйством, и был седьмым ребенком в семье. Названием хутора Гамсунн на севере Норвегии, где жила семья, он подписывал свои ранние произведения. Случайно при публикации одной из газетных статей выпала буква. Получившаяся фамилия понравилась, и под ней Кнут Педерсен вошел в большую литературу.

 

Детство Гамсуна сложилось нерадостным. Семья не могла прокормить детей, и 9-летнего Кнута отдали в дом родного дяди, священника, человека грубого и жестокого. В зимние месяцы мальчик посещал сельскую школу. Лишь болезнь дядюшки положила конец этой жизни впроголодь, с попреками и побоями, и в 14 лет он отправился искать свою судьбу, работал помощником приказчика в лавке, торговцем- коробейником, учетчиком на строительстве, лесорубом.

Тяга к творчеству пробудилась рано. В 17 лет Гамсун опубликовал несколько стихотворений, а год спустя — поэму «Свидание» и повесть «Загадочный человек», рассчитанные на простонародье. Книги имели успех, и Гамсун решил посвятить себя литературе. Пользуясь материальной поддержкой одного богатого купца, заинтересовавшегося одаренным молодым человеком, новоявленный писатель с только что созданной любовной повестью из сельской жизни, получившей название «Фрида», отправился в Копенгаген — тогдашний центр духовной жизни Скандинавии. Он был полон радужных надежд, однако они не оправдались, и пришлось вернуться в Норвегию.

Постепенно Гамсун впал в хроническую нищету и в 1882 году, нанявшись кочегаром на океанский пароход, уехал в Америку, где жил его брат. Там Гамсун вел полубродячую жизнь, работал батраком на ферме, свиноводом, конторщиком, приказчиком, но со временем смог устроиться секретарем у одного норвежского писателя. Это сближение с интеллигентными кругами эмиграции позволило Гамсуну заметно пополнить образование и повысить культуру, он даже стал выступать с лекциями. Однако тяготы борьбы за существование подорвали силы, у него открылось горловое кровотечение. Потребовалось вернуться в Норвегию.

Все время Гамсун продолжал сочинять, но нужда не отступала, и в 1886 году снова пришлось эмигрировать в Америку. Там он работал на фермах и сотрудничал в норвежских изданиях. Очерки «Духовная жизнь Америки», опубликованные по возвращении в Скандинавию, вызвали интерес, их заметили Брандес и Бьёрнсон, а издание в Копенгагене автобиографического романа «Голод» принесло 30-летнему Гамсуну редкий литературный успех. Правительство Норвегии назначило ему ежегодную писательскую стипендию.

Новые для мировой литературы темы отчужденности человека от общества и алогизма человеческого поведения, начатые Гамсуном в «Голоде», были продолжены в романах «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898). Вместе с тем главенствующее место в них заняла тема любви. Как певец любви Гамсун занимает в мировой лите­ратуре одно из самых почетных мест. Словами героя «Виктории» Гамсун так воспевает любовь:

«Любовь — это первое слово, произнесенное Богом, первая мысль, осенившая его. Когда он произнес: „Да будет свет!" — появилась любовь. И все, что он сотворил, было так прекрасно, что он ничего не хотел переделывать. И любовь стала первоисточником мира и его вла­стелином; но все пути ее покрыты цветами и кровью, цветами и кровью».

Ощущение дисгармоничности бытия, таинственности жизни, непо­стижимости человеческой личности пронизывают ранние сочинения Гамсуна. Это и было то новое, что он принес в литературу. Однако потребовалось создать и новые принципы изображения жизненных ситуаций. Решая эти задачи, Гамсун одним из первых ввел в повество­вание метод подтекста, когда художественная ткань произведения держится на недосказанности, затянута пеленой загадочности. Здесь он по-своему продолжил и развил линию Достоевского, задолго до дру­гих понявшего, что реалистические методы познания сути людских характеров и тех отношений, в которые они вступают, имеют свои пре­делы, поставленные иррациональными началами в натуре человека.

Значительна в творчестве Гамсуна и тема единства природы и чело­века. Особенно отчетливо она проявляется в романе «Пан». Герой романа лейтенант Глан живет в лесу в обществе охотничьего пса и пол­ную свободу, истинное счастье ощущает лишь там. В мире цивилиза­ции он не чувствует душевного покоя.

Своеобразие тем и художественного метода Гамсуна придали его произведениям необычность, возбудили всеобщее внимание. Статья о Гамсуне есть у югослава Андрича. Восторженный очерк о знаменитом предшественнике оставил датчанин Иенсен: «Гамсун сделался поэтом, потому что был им рожден... Он во всем маг и волшебник». Особым успехом Гамсун пользовался в России. Интерес к ранним романам Гам­суна проявлял взыскательный Бунин. Куприн писал:

«Гамсун не создаст школы. Он слишком оригинален, и подражатели его всегда будут смешны. Он пишет так же, как говорит, как думает, как мечтает, как поет птица, как растет дерево. Все его отступления, сказ­ки, сны, восторги, бред, которые были бы нелепы и тяжелы у другого, составляют его тонкую и пышную прелесть. И самый язык его неподра­жаем — этот небрежный, интимный, с грубоватым юмором, непри­нужденный и несколько растрепанный разговорный язык, которым он как будто рассказывает свои повести один на один, самому близкому человеку и за которым так и чувствуется живой жест, презрительный блеск глаз и нежная улыбка».

Менее интересны произведения Гамсуна на социальные темы. Пер­выми в этом списке были памфлетно-критические романы «Редактор Люнге» (1892) и «Новые всходы» (1893). Далее последовала драмати­ческая социальная трилогия «У врат царства» (1895), «Игра жизни» (1896) и «Вечерняя заря» (1898). Писал он пьесы и в дальнейшем, однако присущая им драматургическая рыхлость не позволяет поста­вить их в один ряд с его прозой.

В социальных вопросах Гамсун стоял на почвеннических позициях. Ему не казались приемлемыми современные формы общественного развития и технического прогресса, все более проникающие в Норве­гию. Хранителем духовного здоровья народа Гамсун считал крестьян­ство с его патриархальными традициями, органической связью с зем­лей, родной почвой (отсюда и термин «почвенники»). Он с недоверием относился к городской цивилизации, отвергал ориентацию на проле­тариат.

Наиболее полно эти взгляды выразились в романе «Соки земли» (1917), за который Гамсун и получил премию Нооеля. К этому времени он оставил город и перебрался с семьей (у него была дочь от первого брака, а также два сына и две дочери — от второго) на постоянное жительство в сельскую местность, сначала в родные места, а потом на юг Норвегии. «Соки земли» — роман о том, как человек покоряет природу, добивается плодородия на прежде заросших лесом землях, трудом создает богатство. Герой романа Исаак под конец обретает величественность, наподобие библейских патриархов, и превращается в своего рода символ, олицетворяющий исконную силу и кре­пость крестьянства.

Позже Гамсун написал еще немало романов. Его творческая мощь не слабела, но все больше проявлялась узость исторического мышле­ния. Почвенничество наложило на его взгляды печать реакционности. Он питал устойчивую, вынесенную из впечатлений молодости, непри­язнь к США, а также к Англии, олицетворяющим в его глазах негатив­ные стороны современного развития. Это отрицание сочеталось со столь же давней симпатией к Германии — стране, представлявшейся ему хранительницей порядка и дисциплины. В 1935 году Гамсун всту­пил в фашистскую Норвежскую партию «Национальное сплочение», а когда в апреле 1940 года гитлеровцы напали на Норвегию, он высту­пил с «Обращением к норвежскому народу» и призвал не оказывать сопротивления. Позже он встречался с Гитлером и Геббельсом.

Соотечественники ответили бывшему любимцу тем, что стали воз­вращать его книги. Каждый день почтальон приносил в дом Гамсуна груду бандеролей и посылок. Затем их стали привозить грузовиком. Это было катастрофой. После освобождения Норвегии Гамсуна, его жену и сыновей предали суду, но суд ограничился штрафом. После чего власти прекратили преследование писателя, и он вернулся к своим занятиям. Последней его книгой стала автобиографическая «По зарос­шим тропам», где описаны тяжелые годы, проведенные в ожидании суда. В ней писатель, переживший глубокую трагедию раскаяния, признавал свою вину.

Умер Гамсун на 93-м году жизни. Норвежский народ не замедлил великодушно простить своего блудного сына — был начат и к столет­нему юбилею закончен выпуск нового обширного собрания его сочине­ний, постоянно издаются и отдельные его произведения. В сознании читателей он остался художником, воспевшим красоту и силу любви, писателем, с глубочайшей проницательностью изобразившим слож­ность человеческой жизни и добившимся огромной эмоциональной выразительности при большой скупости и сдержанности художествен­ных средств.

Статья из книги А. Илюковича «Согласно завещанию»

Фото писателя


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Похожие материалы

Контакты

E-mail: pavelin@mail.ru

 


Счётчики

Top.Mail.Ru

Главное меню

Поиск по сайту

Переводы. Translations

English French German Italian Portuguese Russian Spanish